В Москве продолжают обостряться споры вокруг памятника святому князю Владимиру

В Москве представлена модель памятника князю Владимиру, которую планируется установить на Воробьёвых горах перед главным зданием МГУ. Тем временем вокруг монумента продолжает разрастаться конфликт. 

Модель памятника святого равноапостольного князя Владимира показали в четверг на художественном комбинате имени Вучетича в Москве, где идет работа над скульптурой. Модель выполнена в реальном масштабе и будет использована для отливки самого памятника. «Фигура князя с крестом, поднятым вверх, который является символом крестителя Руси, и опущенным мечом, говорящим о том, что он князь, составит более 17 метров, а с основанием его высота будет более 24 метров. Ориентировочный вес монумента – около 330 тонн, поэтому потребовались работы по укреплению склона смотровой площадки Воробьевых гор, где его установят в ноябре», – сказал журналистам скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Он является автором памятника Королёву на Аллее Космонавтов и Шухову на Сретенском бульваре столицы.

Монумент крестителя Руси, создаваемый к тысячелетию со дня смерти великого князя по инициативе Русского военно-исторического общества, планируется установить на площадке Воробьёвых гор перед главным корпусом Московского государственного университета. Открытие запланировано на День народного единства 4 ноября 2015 года — об этом на презентации глиняного макета памятника рассказал заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества Владимир Кононов. Фигуру князя с крестом выполнят из бронзы, а постамент – из гранита. Средства на памятник продолжают собирать, пока их собрано меньше половины, но это, по словам Кононова, не повлияет на сроки его создания. Проект памятника святому Владимиру одобрила специальная комиссия под председательством архимандрита Тихона.

Как само создание памятника, так и его планируемое расположение вызывает горячее одобрение одних и острое недовольство других представителей общественности. В обществе, прежде всего московском, идут жаркие споры.

Так, вчера, 27 мая, православные активисты молодёжной организации «Георгиевцы» доставили в Мосгордуму и передали депутату Владимиру Платонову и главе думской комиссии по делам общественных объединений и связи с религиозными организациями Антону Палееву петицию в поддержку памятника и 52 тыс. подписей его сторонников. Напротив здания Мосгордумы на Петровке инициативные граждане также развернули 30-метровый баннер с лозунгом «За памятник Святому Владимиру».

В то же время, часть преподавателей и студентов МГУ подписали открытое письмо президенту Путину, в котором просят отменить возведение памятника князю Владимиру на Воробьёвых горах. Свою позицию они аргументируют возможным нарушением архитектурного ансамбля и природной среды Воробьёвых гор, риском оползней и тем, что Российское военно-историческое общество не поинтересовалось их позицией при создании проекта.

Особенно активно против создания памятника выступают активисты антиклерикальных движений, считающих опасным явлением усиление роли в обществе Русской православной церкви, а создание памятника святому Владимиру — зримым проявлением этого процесса, особенно «возмутительным» в связи с его расположением возле знаменитейшего вуза страны, и тем, что с некоторых ракурсов фигура князя с крестом будет загораживать шпиль университетской высотки. Антиклерикалы считают, что усиление роли церкви в обществе угрожает развитию науки, ведёт к общественному регрессу и противоречит закреплённому в Конституции принципу светского государства.

Их оппоненты указывают на глубокую роль принятия православного христианства при князе Владимире в превращении союза славянских племён, объединённых династией наследников Рюрика, торговыми путями и военными походами, в единую древнерусскую нацию и одно из сильнейших, богатейших и образованнейших государств Средневековья. Важными факторами также следует назвать вхождение Руси в семью европейских народов, альтернативой чего была роль осаждённой крестоносцами всего христианского мира крепости наподобие долго приверженной древним верованиям Литве; а также сформированное влиянием выросшей из античности великой византийской цивилизации и потребностями жизни на активнейших торговых путях Восточной Европы массовое освоение грамотности и письменности — во всех крупных городах Древней Руси, включая Смоленск, были собрания книг и школы письма, а грамотность была распространена не только среди духовенства и знати, но и широко использовалась горожанами в частных и торговых делах.

Сам князь Владимир являлся личностью великой, но противоречивой. Свирепый и страстный языческий князь, братоубийца и обладатель огромного гарема, после провала попытки создания единого общегосударственного языческого культа силой вынудивший гордую Византию дать ему крещение на его условиях, после принятия христианства, как считается, духовно переродился и стал образцом мудрого правителя и праведного человека. Именно он начал процесс превращения Руси из объединённого мечом и торговлей союза племён в мощную централизованную державу, спаянную единой верой и единой системой управления.

Осуществление крещения Руси и глубина духовного перерождения стали основанием для признания князя Владимира святым. Тем не менее, крещение первоначально затронуло лишь крупные торговые центры, и поначалу встречало упорное сопротивление сторонников древних языческих традиций — полная христианизация Руси, начатая святым Владимиром, растянулась на столетия.

Также напомним, что памятник князю Владимиру планируется возвести на набережной Днепра в Смоленске — единственном крупном городе России в современных границах, стоящем на берегах Днепра, великой реки, в водах которой святой князь крестил Русь.